- Плакат
- ПЛАКÁТ. В годы войны сов. политич. П. занял ведущее место среди др. видов изобразит. иск-ва. Свойственные ему наглядность и доходчивость образной системы, массовость, оперативность отклика на текущие события (первый П. воен. времени "Беспощадно разгромим и уничтожим врага!" худ. Кукрыниксов был выпущен уже 24 июня 1941) отвечали насущной потребности в боевом, агитационном, проникнутом коммунистич. идейностью иск-ве, способном мобилизовать сов. народ на борьбу с фашизмом, поднять его дух в период тяжёлых испытаний, укрепить его веру в победу, в моральное превосходство над врагом. В годы войны П. выходили в центр. изд-вах (изд-во "Искусство" выпустило ок. 800 плакатов в Москве, ок. 700 в Ленинграде), а также в Иванове, Красноярске, Куйбышеве, Пензе, Рязани, Саратове, Тюмени, Хабаровске, Баку, Тбилиси и другие. городах. Широкое распространение получили П.-листовки небольшого формата, нетрадиц. виды П. "Окна ТАСС" и П.-газета "Великая Отечественная война" в Москве, серийные выпуски "Боевого карандаша" в Ленинграде и другие. Над П. работало более 300 художников: проф. плакатисты (В. Н. Дени, Н. А. Долгоруков, Н. Н. Ватолина, Б. Е. Ефимов, В. С. Иванов, А. А. Кокорекин, В. Б. Корецкий, Д. С. Моор и другие.) и живописцы и графики (Η. Η. Жуков, И. А. Серебряный, В. А. Серов, Д. А. Шмаринов и другие.), увидевшие в П. возможность непосредств. и оператив. отклика на запросы воен. времени, прямого воздействия на чувства и мысли сов. людей.
Осн. жанры политич. П., сложившиеся в годы войны, были определены широтой и разнообразием его тематики, охватившей многие стороны жизни сов. гос-ва. П. сатирич. жанра, в к-ром работали художники старшего поколения основоположники сов. политич. П. эпохи Гражд. войны (В. Н. Дени, Д. С. Моор, M. M. Черемных) и мастера политич. сатиры 30-х гг. (Л. Г. Бродаты, Б. Е. Ефимов, Кукрыниксы), высмеивали врага, разоблачали его человеко- ненавистническую, подлинно звероподобную сущность ("Зачем свинье культура и наука?", 1942, худ. Дени), наглядно демонстрировали неизбежность его полного поражения ("Мы злому врагу все отрежем пути, из петли из этой ему не уйти!", 1942, худ. Кукрыниксы; "Для немцев страшные вещи: "мешки" и "клещи"!", 1944, худ. Дени). Яркая, заострённая метафоричность, динамика композиц. решений, ясность и доходчивость графич. языка обеспечили популярность и высокий художеств. уровень воен. сатирич. П., но осн. сферой политич. сатиры в 194145 стали издания типа "Окон ТАСС" и газетно-журнальная графика.
Наибольшее распространение в годы войны получили П. героич. и героико-драматич. содержания. Страдания сов. людей под пятой оккупантов, их протест и борьба, призыв к их освобождению и спасению от фаш. неволи одна из осн. тем П. героико-драматич. жанра (фотоплакаты В. Б. Корецкого "Воин Красной Армии, спаси!" и "Боец, спаси меня от рабства!", оба 1942; плакаты "Отомсти!", 1942, худ. Д. А. Шмаринов, "Боец, освобождай советских людей от немецкой каторги!", 1943, худ. Л. Ф. Голованов). Особая тема героико-драматич. П. воплощение образа Родины-Матери, призывающей своих сыновей на борьбу, на подвиг во имя победы ("Родина-Мать зовёт!", 1941, худ. И. М. Тоидзе; "Сын мой! Ты видишь долю мою...", 1942, худ. Ф. Б. Антонов; "Мсти за горе народа", 1943, худ. В. С. Иванов).
Высшие достижения сов. П. в годы войны связаны с произв. героич. жанра, гл. герой к-рых сов. воин, бьющийся с врагом. Если призывно-мобилизующие П. первых месяцев войны решены на основе обобщённых образов ("Наше дело правое, победа будет за нами", 1941, худ. В. А. Серов; "Отстоим Москву!", 1941, худ. Н. Н. Жуков и В. С. Климашин), то по мере накопления у плакатистов непосредств. фронтовых впечатлений, знания реальной боевой обстановки, монументальность, активная острота композиции начинают в героич. П. соединяться с реалистич. конкретностью образа героя. Мужественное, волевое начало в сов. человеке, решительность его действий в схватке с врагом подчёркнуты в героико-патетических, проникнутых небывалой до того психологич. экспрессией П. художников А. А. Кокорекина ("За Родину!", 1942), В. С. Иванова ("Вперёд! На Запад!", 1942), Η. Η. Жукова ("Бей насмерть!", 1942).
В 194344 в героич. П. появляются новые темы, определённые коренным переломом в ходе войны. Очищение родной земли от захватчиков, мотивы радостной встречи Сов. Армии в освобождённых районах воплотились в плакатах Д. А. Шмаринова ("Слава освободителям Украины!", 1943), В. С. Иванова ("Ты вернул нам жизнь!", 1943) и др. Бодрый пафос сов. солдата-победителя, уверенность в окончат. разгроме врага, радость победы отразились в большинстве П. 194445 ("Дойдём до Берлина!", 1944, худ. Л. Ф. Голованов; "Чехи, словаки, поляки! Красная Армия несёт вам освобождение от фашистского ига!", 1945, худ. Шмаринов). В этот же период значит. место заняли П., призывающие к восстановлению нар. х-ва, разрушенных городов и сёл ("А ну-ка, взяли!", 1944, худ. И. А. Серебряный; "Отстроим на славу!", 1945, худ. В. С. Иванов). Исполненный призывной силы, обращенный к самым широким массам, сов. политич. П. в годы войны был действенным средством идейной борьбы с фашизмом, мобилизации народа на труд и подвиг.
Лит. Смотри при ст. Изобразительное искусство.
В.Б. Корецкий. "Боец, спаси меня от рабства!". Плакат. 1942
В.С. Иванов. "Вперед! На Запад!". Плакат. 1942
Д.А. Шмаринов. "Слава освободителям Украины!". Плакат. 1943
В.Б. Корецкий. "Воин Красной Армии, спаси!". Плакат. 1942
Н.Н. Жуков. "Бей насмерть!". Плакат. 1942
В.С. Иванов. "На Запад!". Плакат. 1943
Л.Ф. Голованов. "Дойдем до Берлина!". Плакат. 1944
В.Н. Дени. "Для немцев страшные вещи: "мешки" и "клещи"!". Плакат. 1944
Ираклий Тоидзе. "Родина-мать зовет!". Плакат. Июнь 1941
Ираклий Тоидзе. "Родина-мать зовет!". Плакат. Июнь 1941
Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. М. М. Козлов. Редколлегия: Ю. Я. Барабаш, П. А. Жилин (зам. гл. ред.), В. И. Канатов (отв. секретарь) и др.. 1985.